Проекция на ребенка собственных нежелаемых качеств. (шкала ПНК). Обусловливаемые нарушения вос­питания: эмоциональное отвержение, жестокое обращение

(шкала ПНК). Обусловливаемые нарушения вос­питания: эмоциональное отвержение, жестокое обращение. Причиной такого воспитания ребенка



нередко бывает то, что в подростке родитель как бы видит черты характера, которые чувствует, но не признает в самом себе. Это могут быть агрес­сивность, склонность к лени, влечение к алкоголю, те или иные склонности, негативизм, протестные реакции, несдержанность и др. Ведя борьбу с та­кими же, истинными или мнимыми качествами у ребенка, родитель (чаще всего отец) извлекает из этого эмоциональную выгоду для себя. Борьба с нежелаемым качеством в ком-то другом помогает ему верить, что у него самого данного качества нет. Родители много и охотно говорят о своей не­примиримой и постоянной борьбе с отрицатель­ными чертами и слабостями ребенка, о мерах и наказаниях, которые они в связи с этим применя­ют. В высказываниях родителя сквозит неверие в подростка, нередки инквизиторские интонации с характерным стремлением в любом поступке вы­явить “истинную”, т.е. плохую причину. В качест­ве таковой чаще всего выступают качества, с ко­торыми родитель неосознанно борется. Вынесение конфликта между супругами в сферу воспи­тания(шкала ВК). Обусловливаемые нарушения воспитания; противоречивый тип воспитания -со­единение потворствующей гиперпротекции одно­го родителя с отвержением либо доминирующей гиперпротекцией другого.

Конфликтность во взаимоотношениях между суп­ругами - нередкое явление даже в относительно стабильных семьях. Нередко воспитание превра­щается в “поле битвы” конфликтующих родите­лей. Здесь они получают возможность наиболее открыто выражать недовольство друг другом, ру-ководствуясь “заботой о благе ребенка”. При этом разница во мнениях родителей чаще всего


бывает диаметральной: один настаивает на весь­ма строгом воспитании с повышенными требова­ниями, запретами и санкциями, другой же роди­тель склонен “жалеть” ребенка, идти у него на по­воду.

Характерное проявление ВК - выражение недо­вольства воспитательными методами другого суп­руга. При этом легко обнаруживается, что каждого интересует не столько то, как воспитывать ребен­ка, сколько то, кто прав в воспитательных спорах. Шкала ВК отражает типичные высказывания “строгой” стороны. Это связано с тем, что именно “строгая” сторона, как правило, является инициа­тором обращения к врачу или медицинскому пси­хологу.

Сдвиг в установках родителя по отношению к подростку в зависимости от его (подростка) пола.Шкала предпочтения мужских качеств - ПМКи шкала предпочтения женских качеств - ПЖК. Обусловливаемые нарушения в воспитании: по­творствующая гиперпротекция, эмоциональное отвержение.



Нередко отношение родителя к ребенку обуслов­ливается недействительными особенностями ре­бенка, а теми чертами, которые родитель припи­сывает его полу, т. е. “вообще мужчинам” или “вообще женщинам”. Так, при наличии предпоч­тения женских качеств наблюдается несоз­нательное неприятие подростка мужского пола. В таком случае приходится сталкиваться со стерео­типными отрицательными суждениями о мужчи­нах вообще: “Мужчины в основном грубы, неоп­рятны. Они легко поддаются животным побужде­ниям, агрессивны и чрезмерно сексуальны, склон­ны к алкоголизму. Любой же человек, будь то муж-


чина или женщина, должен стремиться к противо­положным качествам -быть нежным, деликатным, опрятным, сдержанным в чувствах”. Именно такие качества родитель с ПЖК и видит в женщинах. Примером проявления установки ПЖК может слу­жить отец, видящий массу недостатков у сына и считающий, что таковы же и все его сверстники. В то же время этот отец “без ума” от младшей сест­ры ребенка, т. к. находит у нее одни достоинства. Под влиянием ПЖК в отношении подростка муж­ского пола в.данном случае формируется тип вос­питания “эмоциональное отвержение”. Возможен и противоположный перекос с выражен­ной антифеминистской установкой, пренебреже­нием к матери ребенка, его сестрам. В этих усло­виях по отношению к самому ребенку мужского по­ла может сформироваться воспитание по типу “потворствующей гиперпротекции”.


[етско-подростковый вариант прогрессивной мышечной релаксации по Jacobson-Everly.

Обучение мышечной релаксации необходимо проводить в юзе, благоприятствующей расслаблению. Одно из наиболее удоб-ных положений — сидя в мягком кресле с подголовником и подло­котниками, на которые дети кладут расслабленные руки (усадив детей в такие “авиационные” кресла, можно создать в группе Атмосферу подготовки к “воздушному путешествию” и т.п.).

Наиболее доступной для занятий в любой ситуации явля-1ся так называемая “поза кучера”. Чтобы принять ее, нужно гсть на стул прямо, распрямить спину, а затем расслабить все мышцы. Голова опущена на грудь, глаза закрыты, ноги слегка рас-давлены и согнуты под тупым углом, руки лежат на коленях, не каясь друг друга, локти немного округлены - поза, характерная извозчика, дремлющего в ожидании седока.



Для детей нелишним будет рассказ об основных группах мышц (мышцах ног, бедер, живота, рук, плеч, шеи, лица), нагляд-ю показать работу мышц-антагонистов (сгибателей-разгиба-чей). Это облегчит усвоение методики.

Ниже приводится текст, используемый в процессе рабо­ты с детьми. В процессе работы используется обращение в 1-м лице, что усиливает суггестивный эффект.


0395087021304643.html
0395129879220899.html
    PR.RU™