УРОК ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА КАК ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ХУДОЖСТВЕННО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ И ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ

Предыдущая12345678910Следующая

Чтобы достичь художественного образования, необходимо соответствующие содержание, которое «присваивается» учеником с помощью учителя путем их взаимодействия на основе принципов (педагогической стратегии) и методов обучения и воспитания (педагогической тактики). В каждой педагогической системе (концепции) они разные: определенной цели соответствует определенное содержание и свои средства (принципы и методы). Эта разница, особенности различных подходов к художественному образованию, проявляется и на уроке, т.е. в самом процессе обучения и воспитания, и в его результате. Эти особенности проявляются и в построении, структуре урока его проектировании (моделировании), оценке результатов.

Понимание этапов процесса обучения, структуры урока зависит от типа обучения: традиционное, развивающее, проблемное, программированное и т. д. В каждом из них по разному соотносятся деятельность преподавания (учитель) и деятельность учения (учащийся) — главных «действующих лиц» обучения.

Традиционная педагогическая наука определяет урок как основную форму учебно-воспитательной работы с детьми в общеобразовательной школе. В зависимости от цели, темы и содержания конкретного урока изобразительного искусства принято определять его тип. Обычно используются следующие типы уроков:

1. урок овладения учащимися новыми знаниями;

2. урок формирования и усвоения навыков умений и навыков;

3. урок обобщений и систематизации знаний и умений;

4. урок комплексного применения знаний навыков и умений (повторения и закрепления);

5. контрольно-проверочный урок

6. урок смешанного типа, комбинированный.[25]

Исходя из современной концепции художественного воспитания, урок изобразительного искусства можно рассматривать как особый тип урока, структура которого, элементы движения обучения и воспитания должны подчиняться законам особой формы социальной деятельности — законам искусства.

Т. Я. Шпикалова, например, выделяет такие типы уроков изобразительного искусства как: урок-сочинение, урок-образ, урок-эксперимент, урок-повтор, урок-вариация, урок-импровизация, урок-путешествие, урок-праздник[26].

В пособии для учителя О. В. Островской можно найти описанние следующих типов уроков изобразительного искусства: проблемный урок, учебный диалог, урок-восхождение, урок с вопросами-парадоксами, авторский урок, урок-образ, урок-вернисаж, праздник искусств, художественно-педагогические игры, урок-путешествие, русские посиделки.

Очевидно, что при такой разнообразной классификации, для каждого типа урока изобразительного искусства характерна определённая структура. Вместе с тем в структуру почти каждого урока входят одни и те же основные элементы (этапы) урока:



1. организация занятия;

2. проверка домашнего задания;

3. объяснение (сообщение) нового материала;

4. закрепление нового материала;

5. подведение итогов урока;

6. задание на дом[27].

Однако, Б. М. Неменский определяя урок изобразительного искусства как урок-образ, считает, что прочтение педагогом такого урока может быть личностным, урок всегда несет элемент театрального действия. Задачи учебно-педагогического характера (воспитательные, развивающие, познавательные) урока-образа решаются через художественную форму предъявления и форму освоения художественного материала самого предмета «Изобразительное искусство», с помощью сопереживания, вдохновения, увлечённости. В структуру урока-образа обычно входят элементы театрального действия: замысел (идея), завязка, конфликт, кульминация, монолог, развязка, концовка, эпилог[28].

Представители проблемного обученияориентируют структуру обучения (проблемного урока) на звенья творческого процесса — их создание и проявление в деятельности учащихся. Звеньями обучения при этом, например, являются:

1. постановка проблемы и осознание познавательных задач;

2. возникновение гипотезы решения задачи в результате различных форм работы учащихся;

3. закрепление, и совершенствование знаний и привитие умений и навыков

4. применение знаний и их оценка, выявление умственного развития[29].

Л. Б. Рыловасчитает, чтообобщенная дидактическая структураэлементов или этапов процесса движения обучения (структура развивающего урока) выглядит следующим образом:

1. (а) постановка цели перед учащимися и тем самым организация готовности к деятельности или непосредственно к включению в деятельность;

2. (б) организация восприятия, осознания учащимися и закрепление в их памяти первоначальной информации, т.е. усвоение исходных знаний;

3. (в) организация и осуществление усвоения способов деятельности на основе усвоенной информации путем воспроизведения ее и упражнений в ее применении, в том числе, вариативно преобразующем по образцу;

4. (г) организация и осуществление усвоения опыта творческой деятельности путем решения проблем и проблемных задач, в ходе которого усвоенные знания и умения применяются творчески и вместе с тем самостоятельно добываются новые знания;

(д) целенаправленное воспитание и самовоспитание качеств личности в ходе изучения всего учебного материала на его основе и реализация всех этапов обучения путем эмоционального воздействия на учащихся, обеспечения их эмоций, интереса; увлечения, радости самоутверждения и самопроявления и т.д.;

5. (е) обобщение усвоенного и введение его в систему ранее усвоенного;

6. (ж) контроль результатами деятельности, осуществляемый учителем и учащимися.

Формулы структуры урока могут быть, например, такие: Д (а б в е ж),
Д (б в г ж), Д (г е в ж).

Как видно из формул применения такой структуры урока, её элементы динамичны и подвижны. Их последовательность не носит статичный, раз и навсегда упорядоченный характер (как, например, элементы традиционного урока) и зависит, в первую очередь, от выбора методов достижения цели урока (блока уроков), от характера взаимодействия учителя и учащихся по передаче и освоению необходимого содержания учебного материала.

Для лучшей организации и проведения занятий традиционная педагогическая наука рекомендует предварительно составить план-конспект урока. При составлении плана-конспекта следует придерживаться определённой формы и структуры. В нем должно быть отражено:

1. Вид занятий или художественно-творческой деятельности.

2. Тема урока.

3. Цель урока.

4. Задачи урока (воспитательная, образовательная и творческая.).

5. Оборудование: для учителя, для учащихся.

6. Эскиз использование классной доски.

7. План и ход урока.

8. Список использованной литературы[30].

В современной дидактической литературе появились новые понятия: «проект урока», «проектировочная деятельность учителя», «опорные сигналы», «технология урока», «драматургия урока», «педагогическое мастерство» и т.д. Проект—более широкое понятие. Это индивидуальное произведение, представление учителя о его будущей деятельности и деятельности учащихся. А план — это форма фиксации проекта.

Поэтому проект урока помимо названных элементов плана-конспекта может отражать ещё и следующее: методы педагогической деятельности учителя на уроке, поэтапную постановку задач, виды деятельности учителя и учащихся, самоанализ и самооценку урока, и многое другое.

В таблице 3 представлена примерная форма проектирования плана и хода урока, которая позволяет проанализировать взаимосвязь всех компонентов урока, как по горизонтали, так и по вертикали.

Таблица 3

Проектирование плана и хода урока изобразительного искусства

№ п/п Название этапа Задача для этапа Затраченное время Методы и приёмы работы Деятельность учителя Деятельность учителя Примечания

Часто учитель, проектируя урок, главным образом думает о собственной деятельности, а не о деятельности учеников. Особенно это характерно для деятельности начинающего учителя. Поэтому очень важно умение учителя предвидеть цели и результат своей деятельности как бы в зеркале деятельности учащихся и их результатов, а также видеть место данного урока во всей системе обучения и воспитания.

В этой связи возникает необходимость анализа и самоанализа деятельности учителя. Чем критичнее, чем глубже и конкретнее самоанализ, тем лучше, тем меньше вероятность повторения ошибок, просчетов. Примерные критерии анализа и самоанализа урока изобразительного искусства приведены в таблице 4.


Таблица 4

Анализ и оценка урока изобразительного искусства в начальных классах.

ФИО проводящего урок ________________________________________________________________________

Факультет, курс, группа ________________________________________________________________________

ФИО проверяющего урок _______________________________________________________________________

Дата проведения ____________________________ Школа ___________________Класс ___________________

Учащихся в классе (группе)__________________________Всего на уроке ______________________________

Программа ___________________________________________________________________________________

Тема ________________________________________________________________________________________

Требования к деятельности учителя Оценка* Требования к деятельности учащихся Оценка
! ? - ! ? -
1. Общая организация урока 1. Внимание
Соблюдение основных этапов урока В начале урока.
Расчёт учебного времени. В конце урока.
Создание эмоционального настроя. 2. Активность
Организация внимания учащихся. В процессе беседы.
Игровые приёмы. В процессе практической работы.
Взаимосвязь теории и практики. При подведении итогов.
Динамические паузы, физкультминутка. 3. Интерес к теме.
Домашнее задание. 4. Прочность знаний, умений и навыков.
2. Организация начала урока. 5. Самостоятельность суждений.
3. Организация беседы. 6. Речь.
Отбор теоретического материала. 7. Вопросы к учителю.
Раскрытие темы. 8. Понимание учебных задач.
Ключевые слова, акценты. 9. Культура труда.
Научность. 10. Самостоятельность практич. работы
Логичность. 11. Творчество.
Доступность. 12. Исполнительство.
Последовательность. 13. Самоконтроль.
Систематичность. 14. Дисциплина.
Вопросы к учащимся Во время беседы.
4. Организация практической работы. В процессе практической работы.
Фронтальная работа. При подведении итогов.
Упражнения. Реакция на звонок.
Постановка учебных задач. Готовность к уроку.
Этапность и последовательность. Организация рабочего места.
Систематичность. Уборка рабочего места.
Смена деятельности. 15. Отношение к учителю
Индивидуальный подход. Мнение учителя проводившего урок
5. Организация итога урока.
Выставка, представление работ.
Анализ работы.
Оценка результатов.
6. Наглядно-методическое обеспечение.
Отбор наглядного материала.
Эстетичность используемого материала.
Применение во время беседы. Предложения, советы и замечания..
Применение в процессе практич. работы
Педагогический рисунок.
Использование классной доски
7. Личностные характеристики учителя.
Эмоциональность.
Речь.
Педагогический такт.
Объективность.
Внешний вид.
Общая оценка за урок


0395329229572953.html
0395359944816827.html
    PR.RU™